Узбекистан укрепляет позиции в Глобальном инновационном индексе

31 Янв 2024

В Стратегии развития Нового Узбекистана поставлена задача улучшения позиции страны в Глобальном инновационном индексе (ГИИ) и включения до 2030 года в топ-50 стран рейтинга. Для достижения этой задачи обозначены: улучшение позиции Узбекистана в индикаторах, по которым раньше занимали низкие места, создание широких возможностей по всем направлениям для реализации инновационных проектов, внедрение современных механизмов поддерж­ки исследований и инновационных инициатив. Как результат, в течение нескольких последних лет Узбекистан впервые занял место в Глобальном инновационном индексе («The Global Innovation
Index» — GII).

По сложившейся традиции Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) объявила 16-е издание индекса (GII 2023) по показателям 132 стран. Согласно данным издания, в последние годы инновационные процессы в мире беспрестанно развиваются. Это проявляется в основном в искусственном интеллекте (АI), цифровых биотехнологиях, созданных на основе супервычисления и автоматизации, глубоких научных инновациях, основанных на нанотехнологиях.

В мире происходят разные процессы. Как отметил Президент Шавкат Мирзиёев, пандемия, стихийные бедствия, землетрясения, вооруженные конфликты, глобальное потепление, засуха — все это подвергло и продолжает подвергать человечество серь­езным испытаниям. В такой сложный период нелегко удержать позицию страны в авторитетных международных рейтингах.

Узбекистан, дебютировав, получил 93-е место. Теперь он находится в ряду государств, которые больше всех поднялись в топ-100 рейтинга, — это Марокко (70-е место), Египет (86-е место) и Пакистан (88-е место). Наша страна находится на 82-м месте.

Как отмечалось выше, Узбекистан поставил перед собой цель к 2030 году войти в число 50 ведущих в Глобальном инновационном индексе. По некоторым важным показателям данного индекса мы имеем низкие индикаторы, поэтому в стране создаются необходимые условия для улучшения позиций и реализации инновационных проектов. В результате этого достигается движение вперед, а не снижение и выход из индекса.

ГИИ — это показатель инновационных возможностей стран. При этом измеряются уровни инноваций на основе таких критериев, как институты, человеческий капитал и исследования, инфраструктура, кредиты, инвес­тиции, коммуникации.

Глобальный инновационный индекс — площадка для исследований, где составляется рейтинг стран по уровню инновационного развития. Он изменяется каждый год в зависимости от успехов государств в инновациях.

Данный индекс состоит из нескольких компонентов оценки с разделением на несколько субиндексов. Рейтинг ГИИ охватывает экономики стран и определяется на основе около 80 показателей.

По каким компонентам Узбекистан имеет высокие показатели в данном рейтинге и на какие низкие показатели нужно обратить внимание?

Наша республика стала ведущей страной, вошедшей в тройку государств-лидеров по региону Центральной и Южной Азии. По результатам 2023 года первое место в регионе занял Казахстан с разницей показателя всего 0,5: показатель Казахстана — 26,7 и 81-е место, Узбеки­стан с показателем 26,2 — на 82-м месте.

Уместно будет отметить, что наша республика — член нескольких международных авторитетных организаций. Одна из таких структур — Организация тюрк­ских государств (ОТГ), среди приоритетов которой — развитие инновационной деятельности в странах и ее взаимная поддерж­ка. Члены этой организации имеют в Глобальном инновационном индексе следующие позиции: Турция занимает 39-е место, Казахстан — 81-е, Узбекистан — 82-е, Азербайджан — 89-е, Кыргызстан — 106-е, наблюдатели: Венгрия — 35-е мес­то, а Туркменистан не включен в рейтинг.

В последние годы экономиче­ское сотрудничество Узбекистана с государствами — членами международных организаций создает возможности для дальнейшего повышения уровня в международных рейтингах.

Согласно результатам Глобального инновационного индекса за 2023 год, Узбекистан отметился в ряду стран с высокой эффективностью инновационного производства, к которым отнесены Индия, Украина, Вьетнам, Филиппины, Пакистан, Сенегал, Индонезия.

Для того чтобы достичь поставленной до 2030 года цели, Узбекистан должен повысить общие показатели минимум на 7,2.

Учитывая результаты анализа и достигаемые успехи, можно сказать, что в ближайшие годы мы сможем достичь поставленных целей, развивая науку, занимаясь поиском, накапливая опыт и продолжая созидать.

То, что Узбекистан за послед­ние годы поднимается в рейтинге Глобального инновационного индекса, можно проследить по данным семи важнейших индикаторов (показатели сверяются с GII 2022).

По первому индикатору «Институты» («Institutions») наша страна поднялась на восемь позиций, с 63-й на 55-ю. Оценка дана по параметрам политиче­ской обстановки, законодательной базы, бизнес-среды.

Лучшим результатом в этом индикаторе признаны бизнес-среда и политика ее ведения, то есть указаны сильные стороны и доходность. В данной сфере Узбекистан со 104-го места поднялся на 97-е. В этом индикаторе оценены и некоторые страны Организации тюркских государств. В частности, Турция — 105-е место, Казахстан — 61-е, Азербайджан — 42-е, страна-наблюдатель Венгрия — 47-е. Для улучшения результатов по данному индикатору Узбекистану нужно изучать опыт Азербайджана и Венгрии.

По второму индикатору «Человеческий капитал и исследования» («Human Capital & Research») наша страна опустилась на 24 позиции, заняв 89-е место. При этом внимание обращалось в основном на показатели образования, поступления в вузы, научных исследований и разработок.

В этом индикаторе Турция — 41-е место, Казахстан — 59-е, Азербайджан — 87-е, страна-наблюдатель Венгрия — 36-е. Значит, нам в этой сфере целесообразно использовать опыт Венгрии и Турции.

По третьему индикатору «Инфраструктура» («Infrastructure») Узбекистан по итогам 2023 года занял 73-е место. При этом учитывались уровень развития информационно-коммуникационных технологий, главная инфрастуктура, показатели экологического баланса.

Здесь у нас есть достаточно сильные стороны. В частности, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — 63-е место, онлайн-услуги правительства, хотя и снизились на девять позиций, но по ним Узбекистан занял 57-е место, а по капитальным вложениям по отношению к ВВП наша страна на шестом
месте.

Турция заняла 41-е место, Казахстан — 59-е, Азербайджан — 95-е, Венгрия — 42-е. Узбекистан имеет положительные показатели. Изучение опыта государств с высоким рейтингом — Турции и Венгрии позволит нам в будущем подняться еще выше.

По четвертому индикатору рейтинга «Привлекательность рынка» («Market Sophistication») наша страна заняла 69-е место, демонстрируя снижение. Оценивались кредиты, инвестиции, торговля, диверсификация и объем рынка.

В данном индикаторе Турция получила 36-е место, Казахстан — 87-е, Азербайджан — 85-е, Венгрия — 64-е. Здесь у Узбекистана хорошие показатели. Результат почти одинаковый с Венгрией. Для дальнейшего улучшения позиции нам может пригодиться изучение опыта Турции.

По пятому индикатору рейтинга «Привлекательность бизнеса» («Business Sophistication») Узбекистан занял 78-е место. По сравнению с 2022 годом показатели снизились на четыре позиции, хотя в позапрошлом году наша страна поднялась на абсолютно рекордную высоту по сравнению с 2021 годом (на 49 строчек, то есть с 123-го места на 74-е).

В этих показателях рейтинга у нас нет сильных сторон.

В индикаторе «Привлекательность бизнеса» Турция заняла 46-е место, Казахстан — 75-е, Азербайджан — 64-е, Венгрия — 30-е. Высокие результаты имеют Венгрия и Турция, и нам необходимо изучать показатели привлекательности бизнеса в этих государствах.

По шестому индикатору «Научные и технологические
результаты»
(«Knowledge & Technology Outputs») наша страна заняла 78-е место. По сравнению с 2022 годом до­стигнуто продвижение вперед на две позиции. При этом в течение последних трех лет по данному индикатору наша страна поднялась с 90-го на 78-е место и в целом наблюдается тенденция к росту.

В международном рейтинге обращается внимание и на то, что в Узбекистане на основе проводимых социально-экономиче­ских реформ появляются субъекты предпринимательства, отмечается высокая производительность труда. По ее росту мы заняли шестое место в рейтинге.

В индикаторе «Научные и технологические результаты» Турция получила 44-е место, Казахстан — 83-е, Азербайджан — 114-е, Венгрия — 26-е. На основе изучения опыта Турции и Венгрии можно добиться лучших результатов.

По седьмому индикатору — «Плоды творчества» («Creative Outputs») Узбекистан поднялся на девять позиций (в 2022 году — 102-е место, в 2023 году — 93-е). При этом оценивались такие показатели, как нематериальные активы, творческие товары и услуги, онлайн-творчество.

Здесь Турция заняла 27-е мес­то, Казахстан — 90-е, Азербайджан — 100-е, Венгрия — 36-е.

Предстоит много работы по этим индикаторам. Хотя Узбекистан и поднимается на новые ступени, но все еще находится далеко, особенно по вопросам создания объектов интеллектуальной собственности, ее коммерциализации (создание экосистемы интеллектуальной собственности). Повышение эффективности работы в данной сфере на более высокий уровень обозначено Президентом одной из приоритетных задач.

В целом можно отметить, что Узбекистан укрепляет свои позиции в Глобальном инновационном индексе и имеет тенденцию последовательно подниматься вверх.

К примеру, по первому индикатору наша страна поднялась на восемь позиций — с 63-ей на 55-ю. Это стало еще и проявлением эффективности осуществляемых в стране реформ.

Но результаты международного индекса по второму индикатору нельзя оценить положительно. Значит, в будущем нужно обратить внимание на улучшение результатов в таких субиндексах индикатора «Человеческий капитал и исследования», как уровень образования, оценка студентов по международной шкале PISA, научные исследования и разработки (R&D), расходы на научно-исследовательскую работу, научные исследования и инвесторы, рейтинг университетов.

По третьему индикатору своими хорошими показателями Узбекистан добился высоких результатов в международном индексе. Признание получили информационно-коммуникационные технологии, пользование ими, онлайн-услуги правительства, электронные пользователи, главная инфрастуктура и вложения в совокупный капитал. Однако нужно будет разработать необходимые меры для улучшения таких индикаторов с низкими показателями, как логистика, экологический баланс, воздействие на окружающую среду, экологические сертификаты.

Показатели по четвертому индикатору также имеют тенденцию к росту. Но некоторые субиндикаторы снижают показатели, например, по таким показателям, как кредиты, удобства в получении кредита, выделенный частному сектору внутренний кредит, капитализация рынка, венчурный капитал, инвесторы и получатели венчурного капитала данные либо не представлены, либо представленные данные оценены низко. Необходимо обратить внимание на субиндикаторы, получившие высокую оценку. В частности, у нас достаточно и возможностей, и условий, чтобы в будущем повысить такие показатели, как валовые кредиты, удобство защиты миноритарных инвесторов, торговля, объемы диверсификации и рынка, диверсификация местной промышленности и объем внутренней торговли.

По пятому индикатору хотя и наблюдалось некоторое снижение по сравнению с 2022 годом, в целом это относительно хороший показатель в общем рейтинге. Чтобы в будущем повысить данный индикатор, нужно улучшить такие показатели, как образование работников, объем патента, усвоение знаний, оплата за интеллектуальную собственность и ряд других.

В данном индикаторе есть и показатели, позволяющие войти в топ-50 ведущих. Среди них обеспечение работой на высоком уровне женщин, инновационные связи, сотрудничество вузов и промышленности по научно-исследовательской работе, состоя­ние развития кластеров, общая торговля, импорт высоких технологий, прямые зарубежные инвестиции, способность исследования. Правительством страны осуществляются меры по дальнейшему улучшению этих показателей.

По шестому индикатору достигнут рост на две позиции. Тенденция к росту осуществляется за счет ряда показателей, в част­ности, это творческий подход к формированию знаний, рост производительности труда, производство высоких технологий, привлекательность производства и экспорта, расходы на программное обеспечение, полезные модели. В будущем можно улучшить эти результаты, для чего нужно будет обращать внимание на субиндикаторы по отдельным направлениям: научные и технические статьи, распространение знаний, поступления по объектам интеллектуальной собственности, экспорт высоких технологий и экспорт ИКТ-услуг.

По седьмому индикатору Узбекистан поднялся на девять позиций. Это свидетельствует о достижении успехов в экспорте нематериальных активов, торговых знаков, промышленных образцов и культурно-творческих услуг, в создании национальных художественных фильмов, развлекательного и медиарынка, мобильных приложений, в экспорте печатных, издательских и других средств массовой информации, творческой продукции. Для дальнейшего улучшения данного индикатора целесообразно усилить такие показатели, как творческие товары и услуги, онлайн-творчество, домены высокого уровня, код страны TLD.

Объявление Президентом 2024 года Годом поддержки молодежи и бизнеса, обозначение ряда мер в данном направлении, осуществляемая работа по созданию фундамента третьего Ренессанса будут иметь важное значение в дальнейшем улучшении наших показателей в международных индексах и рейтингах. На практике реализуются Стратегия развития Нового Узбекистана, Стратегия «Узбекистан-2030», Концепция развития науки до 2030 года. Это становится основой для вхождения наряду с Глобальным инновационным индексом в другие авторитетные международные индексы и рейтинги (Индекс глобальной конкурентоспособности, Всемирный экономический форум, международная бизнес-школа INSEAD, Корнелльский университет, Всемирная организация интеллектуальной собственности, WIPO, Глобальный индекс «зеленой» экономики, организация «Dual Citizen LLC» и Организация Объ­единенных Наций по промышленному развитию) для получения в них достойных оценок.

Узбекистан проявляет себя в Глобальном инновационном индексе в одном ряду со странами, которые достигли экономиче­ского развития. Этот факт — еще одно доказательство, что мы идем по пути прогресса.

 

Нурбек Ризаев,

профессор Банковско-финансовой академии,

доктор экономических наук.

Related