Начатые во второй половине 2016 года реформы в Узбекистане внесли в повестку дня один из самых актуальных вопросов, представляющий собой фундамент любых программ масштабного реформирования – мобилизация потенциала общества в целях развития. Не вызывает сомнений, что без всесторонней поддержки и участия граждан в реформах, говорить о коренной трансформации всей системы функционирования государства невозможно.
При этом нужно учитывать, что мобилизация потенциала общества представляет собой сложный процесс, который требует не только создания многоуровневых систем мобилизации, но и механизмов их взаимосвязанности, сопровождение мерами проактивного и реактивного характера в рамках четко определенной долгосрочной политики.
За прошедшие четыре года в Узбекистане было сделано немало в плане активизации участия граждан в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны, но важным в стратегической перспективе остается фактор сохранения динамики, для чего необходимо будет провести всесторонний анализ не только достижений, но и выявленных проблем и формирующихся вызовов.
Первый вопрос, который в этой связи сразу же возникает, «Насколько полно уже использован имевшийся на момент запуска реформ потенциал мобилизации общества?». Если рассматривать данный вопрос с кадровой точки зрения, то очевидно, что по некоторым направлениям, особо требующим высокого уровня классификации и знаний, потенциал мобилизации достиг своего предела.
Речь идет, к примеру, о проблеме нехватки кадров в геологии и топливно-энергетической сфере, о чем Президент Шавкат Мирзиёев прямо сказал на совместном заседании палат Олий Мажлиса 21 января 2020 года. По его словам, «к сожалению, у нас нет кадров, резерва — это не от хорошей жизни. Резерв по этим тяжелым сферам абсолютно не был подготовлен». Глава Узбекистана также отметил, что «во многих сферах мы ставим молодые кадры, видны изменения, но по многим сферам мы не можем найти людей. Не можем найти — это не значит, что мы не ищем. Мы ищем — кадров нет, нет. В эти сферы нельзя поставить любого человека, там очень сложные технологии».[1]
Решение этой проблемы, безусловно, требует принятия экстренных мер в системе начального, среднего и высшего образования, такие меры предпринимаются с момента начала реформ и их масштабы продолжают расти. За 4 последних года квоты приема в вузы были увеличены в три раза и в 2020 году в вузах Узбекистана было выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 — в магистратуре.[2]
Сложность кадрового вызова состоит в том, что подготовка специалиста высокого класса, который мог бы взять на себя решение задач в системообразующих сферах, требует довольно много времени, в силу чего необходимо «стратегическое терпение» и дальнейшее наращивание инвестиций в систему образования, что в итоге должно повысить качественные параметры мобилизационного потенциала общества.
В то же время, повышение мобилизационного потенциала общества через систему образования должно осуществляться параллельно с дальнейшим развитием традиционных и созданием новых сфер в экономике, которые могли бы принять подготовленные кадры. В противном случае страну может ожидать утечка мозгов, как показывает опыт многих стран, не создавших полноценную цепочку, связывающую системы образования, науки и экономики. Создание подобной цепочки в Узбекистане особенно актуально в свете наступления нового технологического уклада, известного как Индустрия 4.0., которая создает принципиально новую промышленную и интеллектуальную среду, и, следовательно, запрос на качественно новые виды кадров и философию развития.
Глобализация Индустрии 4.0. вносит новые измерения в вопрос мобилизации общества для развития. С одной стороны, как указывают многие эксперты и аналитические центры, новый технологический уклад, сопровождаемый цифровизацией, будет постепенно снижать запросы на дешевую низкоквалифицированную рабочую силу, которая была двигателем развития и элементом создания цепочек стоимости в XX веке. Это, в свою очередь, создает для многих стран проблему постепенного снижения «качественной» составляющей мобилизационного потенциала обществ с высоким процентом низкоквалифицированной рабочей силы для экономического и интеллектуального развития. Для Узбекистана данный тренд также представляет вызов в долгосрочной перспективе.
С другой стороны, утверждение Индустрии 4.0. открывает для Узбекистана позитивное измерение для мобилизации целого ряда сегментов общества, поскольку создается окно возможностей для так называемого «поколения Z» (1995-2010 годы), первого поколения, выросшего в эпоху цифровых технологий, Интернета и смартфонов. В 2019 году численность поколения Z составило 32% население планеты и в ближайшем будущем именно его представители будут в глобальном измерении определять тенденции на рынке образования и труда, потребительские предпочтения, формировать политические, экономические и интеллектуальные элиты.[3] В Узбекистане численность населения ниже трудоспособного возраста составляет 30,5%, что укладывается в общемировые тренды укрепления позиций поколения Z.[4]
Бизнес в развитых и развивающихся странах уже начинает постепенно разрабатывать и продвигать ориентированные на ближайшие десятилетия планы по ориентации на запросы нового поколения. Узбекистану важно не упустить цифровое поколение, включив его потенциал в стратегии долгосрочного развития, что потребует проведения масштабных исследований данной возрастной группы, с целью определения диапазона ее приоритетов, ценностей и жизненных планов, а также для сопоставления полученных результатов с результатами исследований, проводимых в ведущих экономиках мира.
Касательно этой темы, можно отметить выводы, к которым пришли авторы отчета «Rise of Gen Z: New Challenge for Retailers» британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young, некоторые из которых могут служить потенциальными ориентирами для Узбекистана в целях мобилизации для развития потенциала поколения Z.
Один из выводов исследования указывает, что поколение Z воспринимает себя как часть большой системы и чувствует ответственность за ее улучшение. Подобное восприятие кардинально отличается от предшествовавшего ему более эгоцентричного поколения Millenials. Это очень важный нюанс в плане реформ в Узбекистане, дающий возможность для привлечения молодого поколения, в массе своей неравнодушного к успеху системы в целом. При этом авторы исследования выделяют у поколения Z такие черты, как реалистичный взгляд на мир и интерес к инновациям, то, что его представители предпочитают проводить досуг в креативной манере, а не просто в форме прожигания времени, они предприимчивы и спокойно воспринимают неудачу своего первого бизнес-проекта, рассматривая неудачу как возможность обучения. Это качественно новый человеческий ресурс открывает большие перспективы для мировой экономики, включая Узбекистан.
Можно сказать, что в Узбекистане уже реализуются некоторые проекты, которые затрагивают поколение Z. Речь идет о масштабной подготовке программистов, создании бизнес-инкубаторов и инновационных центров (Mirzo-Ulugbek Innovation Center), Фонда поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие». Можно отметить также принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан — 2030» и объявление 2021 года годом поддержки молодежи. Все эти закладывает первые основы для подготовки и реализации потенциала поколения Z в целях развития страны.
Наряду с этим, как показывает опыт ведущих стран мира, мобилизация потенциала населения для развития в качестве обязательного условия требует наличия гражданского общества. Именно гражданин, знающий и умеющий отстаивать свои права, обладает качеством неравнодушия к развитию и будущему своей страны, чувством ответственности и долга, более открыт к различным инновациям и преобразованиям. Наличие развитого гражданского и демократического общества придает социальной, экономической и политической среде высокий уровень динамизма и открытости, необходимый для свободной циркуляции идей.
Сложно отрицать, что в этом плане Узбекистан нынешний и Узбекистан пятилетней давности – это два разных феномена. Отчетливо наблюдается развитие культуры блогов и социальных сетей, где люди могут высказать свои мнения и оценки происходящих событий. Начали закладываться основы для принципиально новой журналистской школы, отвечающей критериям быстрого реагирования в освещении событий и специализации. Для отстаивания прав и интересов журналистского сообщества был создан Общественный фонд поддержки и развития национальных масс-медиа. Заявленная цель Фонда — содействие созданию равных условий для средств массовой информации на медиарынке, их дальнейшему развитию, а также реализации прав журналистов и блогеров, и создание механизмов самоуправления национального сообщества масс-медиа.
Важно то, что представители гражданского общества в связке с журналистами и блогерами теперь могут не только высказать свои критические оценки или предложения, но и быть услышанными органами власти. Каждый случай, когда канал коммуникации между гражданским обществом и органами власти приводит к положительным результатам, создает новые стимулы для добровольного участия граждан в развитии страны и способствует возрастанию их числа, ведя к укреплению гражданского общества.
Еще одним компонентом эффективной мобилизации общества в целях развития выступает тотальная борьба с коррупцией, которая отравляет всю систему функционирования социума и подрывает веру людей в то, что они могут чего-то добиться законным путем. Коррупция связана не только с незаконным получением доходов должностными лицами, а приносит с собой еще целый комплекс негативных последствий для общества. Она практически всегда сопровождается непотизмом, кронизмом и клановостью, которые практически закрывают социальные лифты, создавая так называемое «закрытое общество» с затрудненным вертикальным переходом из одной социальной группы в другую. Говорить о реальной мобилизации граждан в целях развития в таком типе общества практически невозможно. Единственный выход для слома подобной системы – это начать открытую и освещаемую СМИ борьбу с коррупцией для раскрытия каналов социальной мобильности и создания условий для установления «меритократии», где каждый талантливый гражданин и высококвалифицированный специалист мог бы быть уверен в том, что его жизненный успех будет напрямую связан с его стремлением к повышению собственного образовательного и профессионального уровня. Лучшего стимула для развития общества еще не изобрели.
В Узбекистане борьба с коррупцией постепенно набирает обороты. Как показывают данные, озвученные пресс-службой Агентства по противодействию коррупции, за 9 месяцев 2020 года было возбуждено 838 уголовных дел, связанных с фактами коррупции. К ответственности были привлечены 4 чиновника республиканского уровня, 15 — регионального уровня и 626 – городского и районного уровней.[5] В 2020 году было создано Агентство по противодействию коррупции, миссией которого является внедрение антикоррупционных стандартов и механизмов во всех сферах государственной и общественной деятельности.
Если в Узбекистане удастся не только побороть коррупцию, но и создать систему ценностей, в которой коррупция будет рассматриваться обществом как крайне токсичное явление, то можно будет получить дополнительные дивиденды для ускорения процесса мобилизации законопослушных и талантливых граждан в целях развития, и завоевать доверие молодого поколения. Во многом на широкое вовлечение граждан в борьбу с коррупцией рассчитано предоставление вознаграждения лицам, сообщившим о коррупционных правонарушениях, в виде единовременной денежной премии в размере от 3 до 25 БРВ соответственно.[6]
И наконец, значительный потенциал для мобилизации общества в целях развития содержит в себе использование возможностей внешнего фактора, а именно, улучшение международного имиджа страны. В этом случае необходимым представляется формирование устойчивой системы, выраженной в тесном взаимодействии государства, гражданского общества, национального бизнеса и зарубежных акторов, таких как международные правовые и финансовые институты, центры, организации и университеты, чье мнение и оценки влияют на имидж страны и ее место в рейтингах.
Улучшение имиджа Узбекистана и избавление от сформировавшихся за прошедшие годы в отношении него клише и стереотипов может стать важным условием повышения привлекательности страны для крупного международного бизнеса и инвесторов. Расширение сотрудничества с ними заметно расширит возможности граждан, особенно молодого поколения, для реализации, поскольку будут создаваться новые рабочие места не только в количественном, но и в качественном плане.
Если удастся привлечь в страну ведущие высокотехнологические компании, которые принесут с собой инновации и решения, и включат свои производства в Узбекистане в глобальные цепочки добавленной стоимости и поставок, то это может стать мощным стимулом для повышения активности молодого поколения и улучшения им своего образовательного и профессионального уровня.
Пример Китая показывает, как приход иностранных компаний в страну дал толчок не только развитию экономики, но и образовательной системы. Это привело к изменению мировоззрения молодого поколения, которое сегодня демонстрирует высокое стремление к получению знаний, открытию собственного бизнеса, изобретению и внедрению инноваций.
В Узбекистане важным шагом в данном направлении можно считать принятие 2 июня 2020 года президентского Указа об улучшении позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма работы с ними в государственных органах и организациях. На эти цели ориентирован и созданный Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами.
Конечно, работа по максимизации задействования потенциала общества для успешной реализации реформ представляет собой очень сложный процесс и в данном случае важно сформировать концептуальное целостное видение того, как функционирует узбекистанский социум в рамках идущих преобразований, как меняются настроения граждан в различных стратах, возрастных и профессиональных группах, их ценностные ориентиры и планы. Все это требует постоянных социологических замеров для получения достоверных эмпирических данных, опираясь на которые можно будет оперативно корректировать ход и качество мер реформирования, повышая их гибкость и эффективность, слышать мнения граждан и налаживать каналы коммуникации с ними. Главное в реформах – это сохранять постоянную динамику прогресса во всех сферах, поскольку иного варианта для их успешной реализации попросту нет.
[1] Президент — о коррупции, нехватке кадров и личном примере руководителей. 23 января 2020.https://www.gazeta.uz/ru/2020/01/23/president-speech/
[2] Евгения Юн. Проблемы в подготовке кадров решают инновации. 18 ноября 2020. https://yuz.uz/ru/news/problem-v-podgotovke-kadrov-reshayut-innovatsii
[3] В 2019 году численность представителей поколения Z превысит численность миллениалов. 27.08.2018. https://tass.ru/plus-one/5495021
[4] Население Узбекистана: рождаемость, миграция и число браков. 05.02.2020. https://uz.sputniknews.ru/infographics/20200205/13393574/Naselenie-Uzbekistana-smertnost-migracia-braki-razvody.html
[5] Стало известно, сколько чиновников привлекли к уголовной ответственности за коррупцию с начала года. 19.11.2020. https://kun.uz/ru/news/2020/11/19/stalo-izvestno-skolko-chinovnikov-privlekli-k-ugolovnoy-otvetstvennosti-za-korrupsiyu-s-nachala-goda
[6] Сдай взяточника, получи вознаграждение. В Узбекистане утвердили порядок получения денег за сообщения о коррупции
4 января 2021. https://podrobno.uz/cat/obchestvo/sday-vzyatochnika-poluchi-voznagrazhdenie-v-uzbekistane-utverdili-poryadok-polucheniya-deneg-za-soob/